MetLife Alico - лучшая страховая компания в мире!
Чому потрібна реформа









Ваша социальная защита -
В ВАШИХ РУКАХ!

Председатель Совета Отделений Ассоциации юристов Украины в Донецкой области Любовь Анатольевна Нестиренко отвечает на вопросы читателей о преимуществах негосударственного песнсионного обеспечения.  
 Слово «пенсия» в шутку расшифровыва­ют «пенс (мелкая денежная единица» и я — вот и пенсия моя». Но, как говорят, в каждой шутке есть доля правды. Самое неприятное, что для большинства населения Украины это чистая правда. Для кого-то уже сейчас, а для кого-то в недалеком будущем.  На пер­вый взгляд, пенсионное обеспечение — сфера интересов пожилого населения.

   На самом деле это касается всех, в том числе и молодых. Рано или поздно наступает момент, когда мы подходим к важной черте нашей жизни — к «залуженному отдыху». Неизбежность этого момента практически бесспорна. И на­сколько она очевидна, настолько упорно большинство жителей Украины пытают­ся её не замечать. А между тем, то, что будет за этой чертой, зависит исключи­тельно от нас.

   В 2004 году со вступлением в силу За­конов Украины
«Об общеобязательном госу­дарственном пенсионном страховании» и  
«О негосударственном пенсионном обеспе­чении» в стране стартовала пенсионная ре­форма, целью которой является постепен­ный переход от распределительного к нако­пительному принципу построения пенсионной системы.  Государство само стимулирует граждан на переход с солидар­ной системы пенсионного обеспечения на самообеспечение — принцип, который хо­рошо зарекомендовал себя во всем мире.
   Подписанное Генеральное соглашение между Кабинетом министров Украины, всеукраинским объединением организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъеди­нениями на 2008-2009 годы предусматри­вает содействие внедрению негосудар­ственного пенсионного страхования путем разработки программ негосударственного пенсионного обеспечения работников пред­приятий с внесением соответствующих из­менений в коллективные договора, прове­дения системных целенаправленных госу­дарственных компаний для разъяснения населению и работодателям вопроса отно­сительно необходимости их участия в него­сударственном пенсионном обеспечении как одному из основных элементов системы национальной защиты населения.  Положе­ния Генерального соглашения действуют непосредственно на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от формы собственности, являются обяза­тельными для применения во время заклю­чения соглашений другого уровня и Коллек­тивных договоров как минимальные гаран­тии.
   В ходе пенсионной реформы в Украине создается трехуровневая пенсионная си­стема, основной принцип которой — прямая зависимость размера будущей пенсии от суммы уплаченных социальных взносов и сформированных пенсионных накоплений.  Одновременное функционирование всех  трех уровней должно обеспечивать финан­совую устойчивость пенсионной системы, стабильные пенсионные выплаты ее участ­никам по окончанию трудовой деятельно­сти. Пенсионного обеспечения теперь три уровня:

    1 уровень — солидарная система об­щеобязательного государственного пенси­онного страхования, обязательная;
    2  уровень — накопительная система общеобязательного государственного пен сионного страхования, обязательная;
    3 уровень — система негосударственно­го пенсионного обеспечения, добровольная.

   На первом уровне  солидарная система формируется из взносов в виде 2%, удержан­ных из заработной платы наемных работни­ков, и 33,2% начисленных на ФОТ работодате­лем. Фактически работающее поколение за счет своих взносов содержит неработающее, Но с 2004 года солидарная система перешла на принципы страхования, т е получать из нее пенсию могут только застрахованные лица. Очень серьезное испытание предстоит соли­дарной системе в ближайшие 2 - 4 года: на пенсию начали выходить люди самого много­численного послевоенного поколения. А это будет означать что на одного работающего придется порядка 1,5  -  2-х пенсионеров. Смо­жет ли ПФ их обеспечить даже минимальной пенсией?

   Следующим этапом должно стать увели­чение возраста выхода на пенсию, в первую очередь для женщин, что делает Европа, Азия, Америка, сокращение перечня про­фессий по льготному списку. Даже лица, оформившие большую пенсию за послед­ние годы, все равно через 3-4 года, а может и ранее, почувствуют, что их пенсия фактически сократилась. А через  10 лет их положение будет мало отличаться от низкооплачиваемых категорий граждан (в связи с де­мографическим кризисом). В Европе, где уровень жизни намного выше, государ­ственная пенсия, в основном, не превышает 30-40% средней зарплаты по стране, а то и вовсе выплачивается только госслужащим. Достойно сожаления,       что законодатели пря­мо и откровенно не сказали 40-ка и 50-летним людям, что солидарная система за­кончится на их поколении, что они обязаны сегодня помогать обеспечивать пенсией тех, кому за 60 и 70 лет, но себе на пенсию они должны накопить сами. Но, так или ина­че, пока еще трудоспособные и крепкие 40-50-летние граждане пребывают в иллюзии, многие надеются, что какую-нибудь госу­дарственную пенсию они все же получат. Эти иллюзии тревожат больше всего. Бес­спорно, люди чувствуют, что мир изменился. Но почти никто не объясняет им причин, и главное последствий этих перемен»

   На втором уровне  накопительная систе­ма общеобязательного государственного пенсионного страхования, как и солидарная система является обязательной. Формиро­ваться она будет за счет средств, начисленных на ФОТ застрахованных лиц (от 2 до 7%).   При этом, собранные в этой системе деньги не могут быть использованы на выплату пенсий кому-то другому, кроме самого за­страхованного лица, от которого эти деньги поступили в Накопительный пенсионный фонд. За счет этих средств будет осущест­вляться выплата пожизненных пенсий или одноразовых выплат.               
  Но воспользоваться этим уровнем сумеет далеко не каждый: на момент его введе­ния мужчинам и женщинам должно быть не более 40 лет, т е это люди, которым до пен­сии осталось не менее 20 лет.

  На третьем уровне  представлена си­стема негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Базируется такая си­стема на условиях добровольного участия граждан, работодателей или их объединений в накоплении страховых взносов и формировании пенсионных выплат.       Как будет осуществляться негосударственное пенси­онное
обеспечение? Согласно законода­тельству негосударственное пенсионное обеспечение могут осуществлять:

•   негосударственные пенсионные фон­ды — посредством заключения пенсионных контрактов с вкладчиками фондов;

•  страховые организации — через заключение договоров страхования пожиз­ненной пенсии, а также страхования рисков наступления инвалидности или смерти участника;

•   банковские учреждения — посредством заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов.  При этом важно понимать, что накопительный принцип работает параллельно с солидарным и предусматривает накопление денег в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), банках или страховых компаниях (СК).   
  По расчетам экономистов этот уровень должен со временем обеспечить 60-70% пенсионного дохода граждан Украины. Украина перешла от пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию. А это значит, что о наших пенсиях должно заботиться не только государство, но и мы сами.

("НАВИГАТОР Макеевки" № 49 от 17.09.2010 г. 
Продолжение в следующем номере)

Дивись далі...>

Л.А. Нестиренко,
председатель Совета Отделения Ассоциации юристов Украины в Донецкой области

Вільні консультанти MetLife Alico Ukraine
Хостинг от uCoz